суббота, 21 августа 2010 г.

Чадо за компьютером



Трудно оторвать ребёнка от компьютерной игры, не действуют ни кнуты, ни пряники. Надо сделать невозможное, чтобы дитя всё же не проводило у экрана всё свободное от сна и школы время.

Особенно это касается маленьких детей. Наш друг СанНиП 2.2.2/2.4.1340-03 регламентирует режим занятий детей и подростков от детского сада до ВУЗа. В учреждениях проще, там уроки и занятия ограничены по времени. Попробуем и дома воспользоваться советами и рекомендациями упомянутого документа.

«Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой продолжительности (1 минута), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления.»

Прежде всего, обратим внимание на дошколят.
Рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПК для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 лет – 15 минут. Игровые занятия на ПК рекомендуется проводить не более одного раза в день и не чаще трёх раз в неделю.

Обязательно проводите с детьми гимнастику для глаз. Зрительная гимнастика проводится в середине занятия (через 5 и 7 минут от начала соответственно возрасту) и в конце занятия. Длительность гимнастики составляет 1 минуту.

Гимнастику проводим в форме игры - ребёнок охотно откликнется на предложение поиграть. Итак, приступим.

Высоко на стенах подвешиваются яркие картинки или игрушки – зрительные метки. Они должны составлять единый игровой сюжет, например, из сказок. Пофантазируйте и придумайте.

Подсказка: в центре стены поместите машину, по углам под потолком – цветные гаражи. Или так: в центре – голубь, по углам веточки или домики. Детям предлагается проследить взглядом проезд машины в гараж, полёт птицы в домик. Переводить взгляд с одной метки на другую под счёт 1-4, не поворачивая головы, медленно.

«Ребятки, посмотрим на птичку, вот она полетела в красный домик – сидит там, потом снова полетела на веточку – посидела на ней, а теперь полетела в зелёный домик – и там сидит!» Так дети фиксируют взгляд на предмете.
В следующий раз выполните это же упражнение, но с поворотом головы.

Ещё один пример. «Дети, вот ёлочка, её нужно нарядить. Стойте прямо, поворачивайте только голову, отыщите в комнате и назовите игрушки, которыми мы нарядим ёлочку». Темп упражнения произвольный. Продолжительность – 1 минута.

Таких игр можно придумать множество, если следовать главной задаче зрительной гимнастики: переключение зрения с ближнего на дальнее, тренировка и снятие напряжения с мышц глаза.

После компьютерного занятия рекомендуется выполнить комплекс упражнений. Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4. Затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счёт 1-6. Повторить 4 – 6 раз.


2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогично налево, вверх, вниз.

3.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт 10-15.

4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6.

5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счёт 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 2 -3 раза.

6.Голова прямо. Медленные круговые движения глазами вверх-вправо -вниз-влево, затем в обратную сторону. Посмотреть вдаль на счёт 1-6.

7.На оконном стекле на уровне глаз ребёнка крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается отдалённый предмет для фиксации взгляда. Ребёнка ставят на расстоянии 30-35 см от метки и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдалённый предмет за окном и зафиксировать на нё взгляд в течение 10 секунд. Поочерёдно переводить взгляд на метку – на предмет.
Продолжительность этой гимнастики 1 – 1,5 минуты.

Гимнастика для снятия общего утомления.

1.Исходное положение (ИП) – стойка ноги врозь. На счёт 1 – руки к плечам, 2 – руки поднять вверх, прогнуться, 3 – руки через стороны опустить вниз, 4 – ИП. На счёте 1-2 – вдох, 3-4 – выдох.

2.ИП – ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. 1-2 – два рывка согнутыми руками назад, 3-4 – два рывка назад прямыми руками, 5-6 – руки опустить. 1-2 – выдох, 3-4 –вдох, 5-6 – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

3.ИП – ноги врозь, руки вверх. 1- поворот туловища вправо, 2 – ИП, 3 – поворот туловища влево, 4 – ИП. На счёт 1 – вдох, 2 – выдох, 3 – вдох, 4 – выдох. Повторить 3 - 4 раза.

4.ИП – ноги шире плеч, руки вниз. 1-2 – руки в замок и поднять вверх за голову, 3 – руки резко вниз, 4 – ИП. На счёт 1-2 – вдох, 3-4 – выдох. Повторить 4 раза. Это упражнение ещё называют «рубка дров».

Упражнения выполняются в среднем темпе. Продолжительность этой гимнастики 1 – 3 минуты. Важно: помещение следует проветривать, летом – во время выполнения упражнений, зимой – до и после.

Считается, что привычка формируется у человека за 21 день. Если мама или папа, бабушка или дедушка потратят на занятия с ребёнком несколько минут ежедневно в течение этих дней, то у маленького человека останется привычка делать разминку для глаз и тела. Это будет так же естественно, как чистить зубы по утрам и вечерам. И пойдёт на пользу здоровью.

Здоровья вам и вашим детям! До встречи.Елена Федорищева

PS. «Компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить … продолжительностью: до 10 мин для детей младшего школьного возраста; до 15 мин для детей среднего и старшего школьного возраста.» CанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

1 комментарий:

  1. Елена, это правда. Наших ребятишек хлебом не корми, а дай поиграть в компьютерные игры.
    Спасибо за упражнения. Я их к себе применю.

    ОтветитьУдалить